Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. «Это не из-за отсутствия доброй воли». Поговорили с представителем МИД Польши по делам Беларуси о визах, «Орешнике» и Почобуте
  2. В Пинском районе женщина покончила с собой после преследований по «экстремистским» статьям
  3. Есть регион, который тянет вниз экономику страны. Из закрытого документа стали известны подробности проблем в этой области
  4. «Вызовет напряженность». Генпрокуратура раскритиковала чиновников за проблемы, которые получили «негативную реакцию в СМИ»
  5. «Мы никого не меняем». В КГБ солгали об осужденных за границей беларусах и в очередной раз «бросили своих»
  6. Беларусы перестали слушать российских исполнителей. Почти весь топ-10 занял K-pop
  7. Эксперты назвали численность войск, которые Россия сосредоточила на трех приоритетных для нее направлениях
  8. Politico назвало самого влиятельного политика Европы в 2025 году (и это не Макрон или Путин)
  9. В мире тысячи медиков умерли из-за своей работы. В Беларуси их не стали считать — «Зеркало» получило закрытую статистику
  10. «Имелись случаи игнорирования посещений митингов». Бухгалтеру написали нелестную характеристику — она пошла в суд
  11. Многие люди, обнаружив на продукте плесень, просто ее срезают. Но это может обернуться серьезными проблемами со здоровьем — вот почему
  12. В Сирии люди попали в здание тюрьмы, в которой режим Асада тысячами пытал и убивал политзаключенных. Показываем фото оттуда
  13. «Создали разветвленную преступную организацию». На нескольких бойцов полка Калиновского завели уголовные дела
  14. «Главное — успеть воспользоваться ситуацией». Эксперты прогнозируют перемены на рынке недвижимости — говорят, такое уже было 11 лет назад


Опубликованные агентством Reuters и другими мировыми СМИ фотографии и видео из освобожденного от российских войск города Буча в Киевской области вызвали широкий резонанс по всему миру. Тела погибших мирных жителей, лежащие просто на дорогах и у домов, а также трупы со связанными за спиной руками могут указывать на совершение военных преступлений и преступлений против человечности. Тем временем российская военная пропаганда всячески отрицает возможную причастность солдат РФ к произошедшему: некоторые заявления российской стороны уверяют в возможном постановочном характере материалов, другие — говорят о том, что убийства в Буче совершили сами украинцы (мы уже писали, почему это не может быть правдой). Попытки обвинить противоборствующую сторону в преступлениях против самой себя не новы для истории: такое уже случалось раньше. Рассказываем о подобных случаях подробнее.

Тела убитых людей, Буча, 2 апреля 2022 года. Фото: Reuters
Тела убитых людей, Буча, 2 апреля 2022 года. Фото: Reuters

Для начала — о терминах «военное преступление» и «преступление против человечности»

В этом материале мы будем часто ими оперировать. В обиход они вошли преимущественно в XX веке, хотя войны люди вели и ранее, — и, несомненно, во время этих конфликтов тоже имели место антигуманные действия армий, которые можно рассматривать как преступления. Однако лишь развитие международного гуманитарного права и постепенное укоренение в общественном сознании мысли о том, что убивать беззащитных людей или наносить им вред противоречит правилам ведения войны, привело к общественному осуждению таких действий.

Определения обоим терминам даны в Римском статуте Международного уголовного суда, вступившем в силу в 2002 году. Под «военными преступлениями» в нем понимаются серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 года, в частности, что касается военнослужащих противоборствующей стороны:

  • умышленное убийство;
  • пытки и бесчеловечное обращение;
  • причинение страданий или серьезных телесных повреждений и ущерба здоровью;
  • незаконное присвоение имущества, не вызванное военной необходимостью;
  • принуждение к службе в вооруженных силах неприятельской страны;
  • лишение права на справедливый суд;
  • незаконная депортация или лишение свободы;
  • взятие заложников.

Что же касается военных преступлений против гражданских, то в Римском статуте называются следующие:

  • умышленное нападение на гражданское население, не принимающее участия в боевых действиях;
  • умышленное нападение на гражданские объекты;
  • нанесение ударов по гуманитарным конвоям и инфраструктуре по оказанию гуманитарной помощи;
  • совершение нападения, когда известно, что это повлечет за собой случайную гибель гражданских или причинение ущерба гражданским объектам;
  • нападение на незащищенные и не являющиеся военными целями объекты.

Все тот же Римский статут дает и перечень деяний, подпадающих под определение «преступлений против человечности». Это следующие действия в отношении гражданских лиц:

  • убийство;
  • истребление;
  • порабощение;
  • депортация;
  • заключение в тюрьму в нарушение норм международного права;
  • пытки;
  • изнасилование, сексуальная эксплуатация, принудительная беременность или стерилизация;
  • преследование какой-либо общности по политическим, расовым, национальным, этническим, культурным, религиозным, гендерным особенностям;
  • похищение людей;
  • расовая сегрегация;
  • другие бесчеловечные деяния, причиняющие сильные страдания или серьезные телесные повреждения или наносящие серьезный ущерб психическому или физическому здоровью.
Исходя из описания выше можно сказать, что случившееся в Буче однозначно носит характер преступлений против человечности. Как минимум, можно констатировать факты убийств беззащитного гражданского населения, однако некоторые снимки позволяют говорить также о незаконном лишении свободы и пытках (например, снимки тел со связанными за спиной руками, а также фото, на которых видны следы физического насилия на трупах). Некоторые очевидцы также заявляют об имевших место похищениях людей.

Вопрос о том, кто совершил эти преступления, несомненно должен рассматриваться независимыми международными организациями, и лишь они смогут вынести окончательный вердикт о возложении ответственности на какую-либо из сторон. В то же время большинство имеющихся фактов говорит о том, что убийства в Буче произошли во время присутствия там российских войск. Об ответственности россиян заявляют и местные жители, ставшие свидетелями произошедшего.

В то же время Россия «категорически отвергает» обвинения в причастности к преступлениям. Об этом, в частности, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. «Распространенным Украиной видеоматериалам нельзя доверять, специалисты российского Минобороны выявили признаки видеоподлога и фейков. Фактология и календарная последовательность не говорит в пользу достоверности утверждений украинской стороны», — сказал он.

В российских госСМИ широко эксплуатируется версия о возможной причастности к убийствам в Буче вооруженных сил Украины (напомним, достоверных подтверждений этой теории нет, зато об обратном писала русская служба «Би-Би-Си»). Так, например, в интервью американскому изданию Newsweek посол РФ в США Анатолия Антонова, заявил, что «в США умышленно замалчивают тот факт, что сразу после отвода российских войск из города Буча украинские военные подвергли его артиллерийскому обстрелу, что могло привести к потерям среди мирных жителей».

Фото: Reuters
Тело убитого человека, Буча, 2 апреля 2022 года. Фото: Reuters

Следует также заметить, что белорусская госпропаганда практически полностью повторяет нарративы российских СМИ в отношении событий в Буче. Вот, к примеру, как сопроводили сообщение о произошедшем в городе в телеграм-канале официального телеканала ОНТ: «Напомним, что часть жертв в Буче — это люди, уничтоженные теробороной. Это подтверждается самими украинцами. Остальные тела — последствия артобстрелов, которые вели ВСУ после ухода российских войск — на это указывает большое количество воронок от артударов на видео».

А теперь к случаям, когда агрессор пытался обвинить в преступлениях против самой себя пострадавшую сторону.

Турция и геноцид армян

Появление термина «преступление против человечности» неразрывно связано с происходившим в мире во время Первой мировой войны, в частности — с действиями Турции (точнее, Османской империи) в отношении армянской диаспоры. К началу XX века население этого огромного государства было этнически очень разнообразным, причем множество населявших империю национальностей были немусульманскими (известно, что в XIX веке немусульмане составляли более половины населения страны). Одним из крупнейших меньшинств были армяне. Переписи в государстве не проводились, данные обрывочны, однако ориентироваться можно на цифры армянского патриархата 1878 года: исходя из них, армян в Турции было около 3 миллионов.

При этом в стране в это время все больше набирала популярность идеология пантюркизма, характеризующаяся нетерпимостью к немусульманским народам. С особенной агрессией сталкивались именно армяне: в обществе господствовал стереотип об их хитрости и жадности, хотя на самом деле большинство из них были бедняками и работали в сельском хозяйстве. Это приводило к трагедиям и до Первой мировой войны. Например в 1895 году случилась резня в Эрзуруме, когда турецкие военнослужащие и местное мусульманское население массово убивали и грабили живших в городе христиан, большинство из которых были армянами. Точное число погибших тогда неизвестно, различные источники говорят как о нескольких тысячах, так и о десятках тысяч. Подобные инциденты происходили постоянно в разных регионах страны. Но по-настоящему ужасающими масштабы репрессий стали в 1915 году.

Фото: W. L. Sachtleben, commons.wikimedia.org
Жертвы резни в Эрзуруме, 1895 год. Фото: W. L. Sachtleben, commons.wikimedia.org

После прихода к власти так называемых младотурок в стране развернулась политика по жесткому подавлению национально-освободительного движения и репрессиям в отношении нацменьшинств. Начало Первой мировой войны лишь усугубило ситуацию: после ряда поражений в столкновениях с Россией на Кавказе военный министр империи Энвер-паша обвинил армян в измене. Всех армянских солдат османской армии разоружили, оружие конфисковали и у гражданского населения. По свидетельствам очевидцев, процесс разоружения армян нередко сопровождался жестокими убийствами и пытками. Снимки отнятого оружия (иметь которое не запрещалось законом) становились «доказательством» их измены.

После этого началась кампания по депортации армян из основных турецких центров их компактного проживания. Причем высылали людей обычно в пустыню, где они были обречены на смерть от голода и жажды либо от рук местных банд. Многие погибали еще в пути к новому «месту жительства» — тех, кто не мог идти дальше, расстреливали, не делая исключений и для стариков или беременных женщин. Мужчин зачастую расстреливали сразу после сообщения о переселении. Под давлением турков армяне поднимали восстания — одно из известных произошло в городе Ван. Это еще больше ожесточало османское правительство. Кроме самой депортации и убийств, национальное большинство массово уничтожало памятники армянской культуры, церкви превращались в мечети. Дома убитых армян разграблялись. Десятки тысяч детей были насильно забраны из семей и обращены в ислам. Уже в 1915 году Великобритания, Франция и Россия впервые в истории официально признали действия турков против армян, о которых стало известно от беженцев и очевидцев, преступлением против человечности.

Фото: «Album of Refugees», Tiflis (1917), commons.wikimedia.org
Русские солдаты над останками заживо сожженных армян в деревне Шейхалан, 1915 год. Фото: «Album of Refugees», Tiflis (1917), commons.wikimedia.org

Основная часть депортации завершилась в том же 1915 году, однако убийства продолжались и дальше — в том числе после падения правительства младотурок и прихода к власти Мустафы Кемаля Ататюрка и установления в стране республики. Фактически репрессии продолжались до 1923 года, к тому моменту в Турции просто физически почти не осталось армян. Общее число жертв окончательно не установлено. Наиболее часто звучат данные о том, что в период с 1915 по 1918 годы в Османской империи были уничтожены от 1 до 1,5 миллиона армян (современные турецкие источники говорят о 200 тысячах убитых, армянские — о более чем 2 миллионах). Уцелевшие в годы репрессий массово покидали родные земли. В современной Турции проживает лишь несколько десятков тысяч армян.

С тех пор армянские общественные и политические организации борются за официальное признание и осуждение происходившего в 1915 году, называя это геноцидом. Сама Турция и дружественные ей страны региона, официально признавая многочисленные армянские жертвы, факт геноцида отрицают.

Турция поддерживает исторические исследования, отрицающие факт геноцида армян. Аналогичным образом события 1915 года преподносятся и в официальной турецкой историографии. В основном противники признания уничтожения армян геноцидом придерживаются какого-либо из следующих утверждений:

  • массовых убийств армян в Османской империи не было;
  • гибель армян произошла по неосторожности от голода и болезней во время боевых действий;
  • политики целенаправленного уничтожения армян со стороны младотурок не было;
  • гибель армян была следствием гражданской войны в Османской империи, и армяне не были ее единственными жертвами.

Существуют и вовсе радикальные теории, вроде той, что значительной по численности армянской общины в Турции в 1915 году вообще не существовало. В рамках нашего материала мы рассмотрим лишь один тезис скептиков в отношении геноцида. Он говорит о том, что уничтожение армян стало следствием провокации с их ж стороны. Якобы армянское население в сговоре с Россией и странами запада стремилось разрушить целостность Османской империи и поднимало восстания против правительства, что и послужило причиной для их депортации и уничтожения.

Родоначальником этой теории можно считать на тот момент министра внутренних дел империи Талаат-пашу, который в своих мемуарах признавал факт насильственной депортации и уничтожения армян, но мотивировал это исключительно защитой «национальных интересов» турок и стремлением помешать «созданию Армянского государства в приграничных с Россией вилайетах». Особенно он подчеркивал роль упомянутого восстания в Ване. Позднее такую точку зрения поддерживали некоторые турецкие и западные историки, считавшие, что армянские революционеры сознательно жертвовали соотечественниками во имя создания независимого государства.

Фото: Maria Jacobsen, Diary 1907-1919, Kharput-Turkey, commons.wikimedia.org
Армянская мать рядом с трупами ее пятерых детей. Фото: Maria Jacobsen, Diary 1907−1919, Kharput-Turkey, commons.wikimedia.org

Даже не беря во внимание тот факт, что если бы подобный сговор и провокация действительно имели место, то это не давало бы туркам право уничтожать безоружное население, включая женщин и детей. Существует множество аргументов, доказывающих несостоятельность версии о «провокации». Главный из них заключается в том, что радикальные группировки, воевавшие против турок, в большинстве своем возникли уже после начала депортации и уничтожения армян. Это же относится и к восстанию в Ване — оно случилось в середине апреля 1915 года, тогда как представителей меньшинства начали депортировать за несколько недель до этого, а первые секретные документы турок по этому вопросу датированы февралем. Таким образом, гораздо большее право на жизнь имеет теория о том, что радикализация армян стала следствием политики по их уничтожению, а не наоборот.

Скажем несколько слов и о судьбе Талаат-паши, утверждавшего, что армяне были сами виновны в их массовом уничтожении. Собравшийся в 1919 году в Константинополе чрезвычайный полевой трибунал заочно приговорил бывшего министра и ряд других деятелей к смертной казни за военные преступления и «уничтожение армянского населения империи». Однако чиновник еще в 1918 году на подводной лодке бежал в Германию. Но кара настигла турка и в Европе: в 1921 году 23-летний армянин Согомон Тейлирян расстрелял Талаат-пашу на одной из берлинских улиц. Семью армянина ранее вырезали турки: топором зарубили брата, изнасиловали и убили сестер и застрелили мать. Самого юношу оглушили ударом по голове и, посчитав мертвым, добивать не стали. Немецкий суд присяжных оправдал Тейлиряна, посчитав, что он действовал в состоянии аффекта.

Франкистская Испания и Герника

В 1937 году художник Пабло Пикассо представил на Всемирной выставке в Париже картину «Герника», над которой работал весь предыдущий месяц. Позднее полотно станет станет всемирно знаменитым как одна из главных антивоенных работ автора, несмотря на то, что в момент презентации многие посчитали ее пропагандой.

«Герника». Автор: Пабло Пикассо — Музей Прадо. Фото: ru.wikipedia.org
«Герника». Автор: Пабло Пикассо — Музей Прадо. Фото: ru.wikipedia.org

Дело в том, что картину для испанского павильона в Париже Пикассо заказало правительство Испанской Республики, которая в то время противостояла мятежникам в лице военно-националистической режима под руководством Франсиско Франко. Последнего в его попытках свергнуть власть в Испании поддерживали нацистская Германия, фашистская Италия и португальский режим Салазара. В 1936 году в Испании разгорелась гражданская война, мятежникам-националистам удалось взять под контроль несколько регионов в центральной части страны. Столица Мадрид, юг, восток, а также несколько регионов на севере остались верны Республике.

Среди последних была и Страна Басков — небольшой регион возле границы с Францией, жители которого имеют заметно отличающуюся от остальной Испании культуру. Несмотря на то, что у власти в Бильбао (столице региона) были националисты, они не поддержали Франко и заняли сторону Республики, предоставившей региону автономию.

Осенью мятежники предприняли попытку штурма Мадрида — после нескольких недель тяжелых боев победителем вышла Республика, значительную помощь которой оказал СССР. В то же время националистам удалось провести несколько успешных операций на юге страны. В начале 1937-го Франко решил сосредоточить усилия на захвате севера. Одной из главных целей стала Страна Басков.

Руководство региона занялось обороной столицы — Бильбао. Там под руководством французских инженеров построили систему укреплений под названием «Железный пояс». Однако националисты не собирались вести бои на земле — они пользовались своим тотальным превосходством в воздухе, которое обеспечивалось сотрудничеством с Италией и Третьим рейхом. В апреле ВВС начали бомбить баскские поселки и города.

Одним из ключевых эпизодов битвы за Страну Басков, и ставшим в итоге основой для картины Пикассо, была бомбардировка Герники. Этот небольшой город, в котором жило около 6 тысяч человек, имел для региона огромное культурное значение. В населенном пункте растет старый дуб, который называют «деревом Герники» — под ним испанские короли давали обещание уважать привелегии басков, рядом со священным растением проходили заседания совета старейшин Страны. В Гернике размещался небольшой контингент республиканской армии, также в городе была маленькая фабрика по производству стрелкового оружия и авиабомб.

26 апреля немецкие и итальянские самолеты в течение трех часов сбросили на город несколько сотен бомб, в том числе зажигательных. Кроме того, с самолетов обстреливали военных и мирных жителей, оказавшихся в зоне видимости. В городе начался масштабный пожар, который продолжался почти трое суток и уничтожил более трех четвертей всех имевшихся в Гернике построек. Под горящими завалами оказались сотни гражданских. Оценки по числу погибших в Гернике сильно разнятся — минимальные говорят о 120 жертвах, максимальные, озвученные республиканцами во время войны, — до 3 тысяч. После войны общепринятой была цифра в 1700 и более погибших, однако сейчас историки в основном сходятся во мнении, что от бомбардировок погибло не более 300 человек.

Фото: Bundesarchiv, CC-BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org
Руины Герники. Фото: Bundesarchiv, CC-BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org

Тем не менее, произошедшее в Гернике стало шоком для современников — людей поражало, как жестоко испанцы обошлись с собственным городом. Особенно повлияла на общественное мнение публикация репортера Джона Стира в газете Times, в которой кошмар Герники был описан в деталях (не всегда достоверных, что породило множество более поздних мифов, в том числе о количестве жертв). По всему миру началась волна возмущения, поднятая информацией о жестоком разрушении франкистами небольшого городка. Ее активно поддерживали республиканцы, которые в своей пропаганде выставляли сторонников Франко варварами и преступниками.

Уже через день после бомбардировки республиканские власти выпустили заявление, в котором утверждали, что атака была направлена на гражданское население, а ее целью было уничтожение басков. «Руководители мятежников и Германии решили, что нужно смести с лица земли баскский народ, а также все, что символизирует их баскскую идею Отечества», — говорилось в документе. Это действительно испугало как самих басков, так и людей по всей Испании.

Когда протесты уже нельзя было игнорировать, в игру вступила пропаганда режима Франко под руководством Луиса Болина. И она сделала худшее, что можно было предпринять в этой ситуации, — испугавшись мировой реакции, начала отрицать сам факт бомбардировки. «Национальное радио» из Саламанки (временной столицы франкистов) утверждало, что на территории националистской Испании нет самолетов ни из Германии, ни из других государств. Также франкисты опубликовали заявление, из которого следовало, что нелетная погода 27 апреля помешала их авиации подняться в воздух и потому она не могла бомбить Гернику — однако всем было известно о факте бомбардировки именно 26 апреля.

Поняв, что эта тактика не работает, а мир уже знает о разрушениях в городе, Болина решил предложить новую версию. В соответствии с ней, город сожгли… сами жители. Франкисты писали, что сторонники республиканцев не хотели оставлять Гернику националистам, а также рассчитывали на пропагандистский эффект — поэтому и решили уничтожить город своими руками. В майском заявлении франкистов говорилось, что Герника была сожжена, «чтобы обвинить в этом своих противников, а также спровоцировать волну возмущения среди басков». Естественно, новая версия националистов не вызвала большего доверия со стороны общества. Республиканская пропаганда умело этим пользовалась — и события в Гернике постоянно обрастали все более жуткими и далеко не всегда правдивыми подробностями. Одним из элементов кампании и стало предложение для Пикассо написать на тему произошедшего картину.

Итогом гражданской войны в Испании стало падение режима Республики. В стране установилась диктатура Франко, просуществовавшая до 1975 года. Все это время официальная пропаганда отрицала факт бомбардировки Герники и возлагала ответственность за разрушения на республиканцев. Лишь после смерти диктатора в Испании стало можно публично говорить о тех событиях правду.

Последствия авиаудара франкистов по Мадриду. Фото: ru.wikipedia.org
Последствия авиаудара франкистов по Мадриду. Фото: ru.wikipedia.org

Для справедливости стоит заметить, что республиканские власти Испании во многом не были лучше своих противников. Они также совершали массовые убийства мирного населения (например, священников, землевладельцев и промышленников) и пользовались тактикой террора. Более того, говоря о сожжении Герники, пропаганда Франко была недалека от правды — еще ранее, в сентябре 1936 года республиканские войска отступили из осажденного горда Ирун в той же Стране Басков, собственноручно уничтожив значительную часть зданий.

Последовавшая же вскоре Вторая мировая война и вовсе вывела масштабы военных преступлений на новый уровень. Причем совершали их не только нацисты и их союзники, но и члены антигитлеровской коалиции. Бомбардировки немецкого Дрездена (в городе от количества сброшенных бомб начался огненный смерч, температура в котором достигала 1500 градусов, 80% построек в городе получили повреждения, более половины были полностью или серьезно разрушены, погибло около 25 тысяч человек) и японских Хиросимы и Нагасаки (в результате применения атомных бомб 80 тысяч человек мгновенно погибли, сотни тысяч умерли в течение нескольких лет от последствий облучения, сами города были практически полностью разрушены) были гораздо более масштабными, чем случившееся в Гернике, однако серьезной ответственности за них никто не понес.

В этом смысле важной остается память о подобных событиях и их однозначное осуждение в обществе. Символично звучат слова, якобы сказанные Пикассо в оккупированном Париже, когда к нему пришли немецкие офицеры. Увидев на столе репродукцию «Герники», они спросили художника: «Это вы сделали?» — «Нет, — ответил Пикассо, — это вы сделали».

Япония и резня в Нанкине

Несколькими месяцами позднее описанных событий в Гернике японская армия успешно вела войну с Китаем на востоке страны. После упорных боев пал крупнейший город страны Шанхай, следующей на очереди была столица — Нанкин. Правительство Китайской республики под руководством Чан Кайши эвакуировалось из города в находящийся в глубине страны Ухань, не желая рисковать своими лучшими войсками. При этом в Нанкине остался генерал Тан Шэнчжи и руководимая им 100-тысячная армия, собранная, впрочем, наспех.

Многие китайские солдаты, принимавшие участие в битве за Шанхай, дезертировали и бежали из города еще при приближении японцев. Пыталось выехать из Нанкина и гражданское население, однако это было затруднительно ввиду большого числа жителей и противодействия армии — последняя уничтожала городское имущество, чтобы оно не досталось японцам. Иностранцы сформировали в городе Международный комитет Нанкинской зоны безопасности, призванный уберечь мирных жителей. Его возглавил немец Йон Рабе, бывший членом НСДАП, а потому считавшийся хорошим переговорщиком с союзницей Гитлера Японией. В городе был сформирован район, в котором должны были собраться все мирные жители.

9 декабря 1937 года японцы подошли к городу и разбросали над ним листовки, призывавшие сдаться без боя. Переговоры по мирному выходу китайских войск и города при посредничестве Международного комитета результат не дали — Чан Кайши настаивал на обороне столицы. 10 декабря японский генерал Иванэ Мацуи приказал начать штурм. Уже 12 декабря Тан Шэнчжи отдал приказ об отступлении, которое обернулось хаотическим побегом. 13 декабря японцы вошли в город. Шесть последующих недель вошли в историю как «Нанкинская резня».

Фото: Moriyasu Murase, commons.wikimedia.org
Берег реки Кинхай (приток Янцзы), заваленный телами расстрелянных китайцев. Фото: Moriyasu Murase, commons.wikimedia.org

Разгромив отступающие китайские части, японцы принялись за зачистку в городе. Однако так как практически все население было сконцентрировано в зоне безопасности, где на площади в 4 квадратных километра собралось оставшиеся жители, вся агрессия была направлена в один район. Началось все с поисков переодетых китайских солдат, которые могли прятаться в Нанкине. Однако операция по выявлению вражеских военнослужащих быстро переросла в массовые убийства, мародерство и изнасилования.

Одним из известных (но документально не подтвержденных) примеров действий японцев в Нанкине стало якобы имевшее место соревнование двух офицеров, которые еще на пути в город заключили пари о том, кто из них первым успеет убить 100 человек мечом (о «турнире» писали японские газеты). Так как после первого раунда победителя не выявили, было предложено провести дополнительный раунд до 150 убитых. После войны обоих офицеров экстрадировали в Китай и казнили в Нанкине.

В городе начались массовые казни военнопленных. Задержанных китайских солдат загнали в реку Янцзы, после чего расстреляли из пулеметов. Еще 10 декабря, в день начала штурма, на берегу реки была расстреляна огромная группа китайских пленных — называется цифра в почти 60 тысяч человек. Позднее в городе появилось место, известное как «ров десяти тысяч трупов» — траншея 300 на 5 метров возле которой расстреляли, по разным оценкам, от 4 до 20 тысяч человек, тут же захоронив. Примерно треть Нанкина была уничтожена поджогами, которые совершили японцы.

По словам журналистов, в городе не прекращалась пулеметная стрельба, сообщалось о заваленных трупами улицах, включая тела женщин и детей. Также свидетели сообщали об охоте, которую японцы развернули на беременных женщин — их животы прокалывали штыками.

События в Нанкине особо известны массовыми групповыми изнасилованиями — по данным Международного военного трибунала для Дальнего Востока, количество изнасилованных в городе достигло 20 тысяч, не считая детей и пожилых женщин. Многих переживших это сразу убивали, нередко — изощренными способами, такими как засовывание во влагалище штыков, бутылок, бамбуковых палок и других предметов.

Фото: John Magee — LIFE. commons.wikimedia.org
Китайская женщина и ее дочери, изнасилованные и убитые японцами. Рядом — пожилая женщина, которая обнаружила тела. Фото: John Magee — LIFE. commons.wikimedia.org

«В одном из домов на узкой улице за стеной моего сада женщина была изнасилована, а затем ранена в шею штыком. Мне удалось вызвать скорую помощь, и мы отправили ее в госпиталь… Говорят, что прошлой ночью около 1000 женщин и девушек были изнасилованы, около ста девочек в одном только колледже Цзиньлин… Не слышно ничего, кроме изнасилований. Если мужья или братья вступаются, их пристреливают. Все, что ты видишь и слышишь — это жестокость и зверства японских солдат», — написал в своем дневнике Йон Рабе.

Суммарное количество жертв резни в Нанкине неизвестно — историки оценивают число погибших «вилкой» от 40 до 500 и более тысяч. Официальная позиция КНР — около 300 тысяч погибших.

После капитуляции Японии высшее военное руководство этой страны было отдано под суд. Международный военный трибунал для Дальнего Востока разбирал среди прочего и случившееся в Нанкине. В итоге ответственность по нему понесли лишь двое подсудимых: упомянутый выше Иванэ Мацуи, а также министр иностранных дел Японии Коки Хирота — обоих приговорили к казни через повешение. Ряд других офицеров был приговорен к различным наказаниям Нанкинским трибуналом по военным преступлениям.

Тем не менее, случившееся в Нанкине не получило однозначного осуждения в послевоенной Японии. Как и в случае с турецким геноцидом армян, страна признает убийства китайцев в Нанкине, однако оспаривает их масштабы и природу произошедшего. Некоторые исследователи заявляют, что количество погибших было намного меньшим даже чем минимальное общепризнанное число в 40 тысяч, или даже что само событие было сфабриковано для пропагандистского эффекта и никогда не имело места. Наиболее радикальные сторонники этой точки зрения вообще отвергают выводы военных трибуналов, говоря о «правосудии победителей», которое по своей сути не может быть справедливым.

Так, японский исследователь Сюдо Хигасинакано считает, что действия японских войск в Нанкине соответствовали международному праву и были гуманными, отмечая, что казненные военнопленные были комбатантами вне закона (речь о переодевшихся в гражданскую одежду китайских солдатах), посему их убийства были оправданы с точки зрения международного права. Среди некоторых японских исследователей доминирует точка зрения, что китайцы сознательно смешались с мирным населением — а потому массовые расстрелы в городе были оправданы. Еще одно утверждение скептиков состоит в том, что якобы большая часть преступлений в Нанкине, в частности изнасилования, были совершены самими китайцами, приступившими к мародерству.

Фото: commons.wikimedia.org
Японский офицер готовится провести обезглавливание китайского военнопленного в Нанкине. Фото: commons.wikimedia.org

Япония до сих пор отказывается признать масштабы резни на официальном уровне, что приводит к некоторым эксцессам. Так, в 2016 году страна приостановила свое финансирование ЮНЕСКО из-за регистрации организацией документов о Нанкинской резне.

Тем не менее, некоторые японские официальные лица публично извинялись за произошедшее. В 1995 году, в день 50-й годовщины капитуляции Японии, премьер-министр страны Томиити Мураяма извинился за японскую агрессию и страдания, которые она причинила народам Азии. Он предложил всем выжившим, а также родственникам и друзьям жертв принять свои сердечные соболезнования. В тот день премьер-министр и император Акихито произнесли траурные речи на токийской арене «Ниппон Будокан».

В 1984 году Ассоциация ветеранов японской армии попыталась опровергнуть обвинения в Нанкинской резне, однако ветераны, с которым были проведены интервью, подтвердили, что массовые убийства имели место и описали их. В итоге в 1985 году ассоциация опубликовала результаты опросов в своем журнале вместе с извинениями: «Несмотря на тяготы войны и особенности военной психологии, мы просто не находим слов, когда слышим об этих преступных массовых убийствах. Все мы, имеющие отношение к довоенной армии, приносим извинения народу Китая. Это был действительно достойный сожаления акт варварства».