Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. Беларусы перестали слушать российских исполнителей. Почти весь топ-10 занял K-pop
  2. В Сирии люди попали в здание тюрьмы, в которой режим Асада тысячами пытал и убивал политзаключенных. Показываем фото оттуда
  3. «Главное — успеть воспользоваться ситуацией». Эксперты прогнозируют перемены на рынке недвижимости — говорят, такое уже было 11 лет назад
  4. В Пинском районе женщина покончила с собой после преследований по «экстремистским» статьям
  5. Эксперты назвали численность войск, которые Россия сосредоточила на трех приоритетных для нее направлениях
  6. «Мы никого не меняем». В КГБ солгали об осужденных за границей беларусах и в очередной раз «бросили своих»
  7. «Вызовет напряженность». Генпрокуратура раскритиковала чиновников за проблемы, которые получили «негативную реакцию в СМИ»
  8. «Имелись случаи игнорирования посещений митингов». Бухгалтеру написали нелестную характеристику — она пошла в суд
  9. В мире тысячи медиков умерли из-за своей работы. В Беларуси их не стали считать — «Зеркало» получило закрытую статистику
  10. Politico назвало самого влиятельного политика Европы в 2025 году (и это не Макрон или Путин)
  11. «Создали разветвленную преступную организацию». На нескольких бойцов полка Калиновского завели уголовные дела
  12. Многие люди, обнаружив на продукте плесень, просто ее срезают. Но это может обернуться серьезными проблемами со здоровьем — вот почему
  13. «Это не из-за отсутствия доброй воли». Поговорили с представителем МИД Польши по делам Беларуси о визах, «Орешнике» и Почобуте
  14. Есть регион, который тянет вниз экономику страны. Из закрытого документа стали известны подробности проблем в этой области


В августе этого года кинофестиваль «Листопад» попал в центр скандала: решением чиновников организацию форума отдали «Беларусьфильму». Прежняя команда, годами готовившая проект, осталась не у дел — к тому же прямо сейчас «Арт Корпорейшн» находится в стадии ликвидации по решению властей. Кинокритик Тарас Тарналицкий рассказал блогу «Отражение», каким будет новый форум, почему до сих пор не опубликована его программа и есть ли шанс наконец-то увидеть на экране фильм «Купала». Перепечатываем этот текст.

Тарас Тарналицкий
Тарас Тарналицкий

— Последние десять лет организацией «Листопада» занималась команда Центра визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн». В этом году фестиваль передали «Беларусьфильму». Реально ли оперативно подготовить форум без старой команды, их связей и контактов? «АРТ Корпорейшн» обычно работали над программой целый год.

— Сразу уточню: в новой команде работают не только сотрудники киностудии. По моей информации, в нее по крупицам собирали людей, связанных со студией либо организацией фестиваля, работавших на Белтелерадиокомпании либо организовывавших какие-то государственные мероприятия. Происходила мобилизация максимально лояльных менеджеров.

Получится ли у них сделать форум, аналогичный тому, что существовал последние десять лет? Сомневаюсь.

Например, возьмем историю с отбором фильмов. На условиях анонимности мне рассказывали, что представители дирекции связывались с людьми, у которых, условно говоря, было незавершенное видео. Им говорили: «Если вы его доснимете или снимете фильм, мы возьмем вас в программу». Неизвестно, речь шла об основном конкурсе или о внеконкурсных показах. Но разговор происходил после объявленного дедлайна или перед его завершением, когда завершить работу было нереально. При старой дирекции таких историй никогда не было. Это говорит о том, что желающих поучаствовать на фестивале особо нет и их искали по сусекам.

Фото: listapad.com
Фото: listapad.com

— «Листопад» вернется в состояние, в котором находился в девяностые и нулевые годы?

— Вектор движения и развития направлен именно туда. Например, в команде сейчас работает Валентина Степанова, являвшаяся директором фестиваля до «АРТ Корпорейшн». В тот период «Листопад» делал четкий акцент на показ российского кино. Такой подход по-своему транслировал колониальный взгляд: мол, Беларусь является приложение к большой территории и не может сама звать кинематографистов из других стран. Культурный вектор был связан с политическим. Уже постфактум я смотрел программы тех лет и не видел серьезных откровений среди фильмов-участников.

В последнее время организаторы «Листопад» ездили в Армению и Узбекистан. Вполне возможно, что фильмы из этих стран будут представлены в программе этого года. Возможно, именно этот вектор будет в эстетическом плане определяющим для «Листопада» на ближайшее время.

Кроме того, значительную часть программы составят белорусские фильмы. Очень показательная колонка недавно вышла в государственной газете «Звязда». Редактор киностудии Татьяна Комонова доказывала, что показывать фильмы собственного производства не стыдно. Мол, это характерно для Пекинского фестиваля. Но Беларусь — не Китай. У нас нет такого рынка по количеству зрителей, производительности и конкуренции, чтобы мы могли себя ассоциировать с этой страной. В Китае могут себе позволить снимать исключительно для себя. Но мы — нет. Поэтому выглядит смешной ситуация, когда фестиваль, организуемый государственной киностудией за государственные деньги, будет показывать собственную продукцию. Учитывая критерии отбора фильмов, о которых я говорил, думаю, что форум будет менее интересен зрителям, чем еще год назад. Напомню, тогда «Листопад» в последний момент отменили из-за коронавируса.

— А вообще каково значение «Листопада» для белорусской культуры?

— Он точно занимал в ней центральное место. Это один из старейших отечественных фестивалей и фактически единственный государственный, на котором показывают и документальное, и игровое кино (в том числе, и анимационное). Есть еще «Анимаевка», но этот форум не так сильно на слуху.

«Листопад» проходит с 1994 года, он уже устоялся, имеет имя. О нем все прекрасно знают, начинающие и маститые авторы мечтают попасть в его программу. Другие фестивали молоды либо еще не имеют такого веса у кинематографистов и публики.

На «Листопаде» можно было посмотреть фильмы, которые за прошедший сезон показывались на статусных фестивалях (Венеция, Канны, «Берлинале», Торонто), а также картины бывших социалистических стран. Фильмы отбирали качественно, поэтому фестиваль был интересен и простым зрителям, и создателям картин.

— Какое место занимал «Листопад» в системе европейских фестивалей?

— За последние десять лет он преодолел большой путь: оброс дополнительными программами, принимал гостей не только из стран СНГ, но и из Европы, Японии, Латинской Америки, получил аккредитацию Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров. Это факт международного признания, доказательство, что речь идет не о локальном фестивале, а о форуме, известном в других странах.

Кадр из фильма "Купала". Фото: belarusfilm.by
Кадр из фильма «Купала». Фото: belarusfilm.by

«Листопад» являлся одним из важных региональных фестивалей вместе с Фестивалем Восточно-Европейского кино в немецком Котбусе, Одесским кинофестивалем. Их программа была сопоставимой по уровню. Возможно, Варшавский и Московский кинофестивали были немного сильнее. Но в целом в своей нише «Листопад» был очень заметен и престижен. На минском форуме работало независимое жюри из представителей разных стран. С их решением можно было спорить или не соглашаться, но оно являлось не ангажированным, поэтому ему можно было доверять. В отличие, к примеру, от результатов первой Национальной кинопремии 2018 года: тогда среди победителей оказались фильмы, чьи создатели работали в жюри. Для меня это нарушение этики. На «Листопаде» все было цивилизовано и по правилам. Поэтому в последние годы фестиваль имел высокий статус.

— Программы нового форума до сих пор нет.

— Фестиваль будет проходить 20−26 ноября. Думаю, что программа в лучшем случае появится в первой декаде этого месяца. Так поступала и «старая» команда, публиковавшая афишу буквально за пару недель до открытия. Но существует один нюанс: при раннем появлении афиши есть вероятность, что активисты начнут писать авторам и просить их снять фильмы. Такая история имела место в 2018-м: чиновники не пропустили в национальную программу «Листопада» некоторые фильмы, в результате часть авторов в знак протеста сами сняли свои работы. В этом году ситуация может быть более драматичной: могут писать не только белорусским, но и международным режиссерам. Доказывать последним, что они пытаются участвовать в фестивале, отобранном у предыдущей команды. Престижа это не добавит, наоборот, может ухудшить репутацию режиссера или продюсера фильма. Поэтому предположу, что программу скорее опубликуют в последний момент, чтобы максимально не навредить нынешней дирекции и организаторам фестиваля, избежать отмен и публичных скандалов.

— В публичном пространстве звучали призывы лишить «Листопад» международной аккредитации в Федерации ассоциаций кинопродюсеров. Какие это может иметь последствия?

— Это будет демонстрация того, что в культурном плане Беларусь в целом разрывает отношения со странами западной цивилизации. Такой статус создавал дополнительный узкий коридор, по которому, в том числе, можно было общаться с западными чиновниками (пусть и из сферы культуры). Что будет дальше — непонятно, но шанс на лишение аккредитации достаточно велик.

Владимир Карачевский. Фото: ultra-music.com
Владимир Карачевский. Фото: ultra-music.com

— Ходили слухи, что на фестивале покажут фильм «Купала»…

— На студии уже не работают люди, которые могли бы поделиться этой информацией. Все закупорено, поэтому сведения остается получать только через официальные источники и госпрессу. Гендиректор «Беларусьфильма» Владимир Карачевский несколько раз говорил, что они не положили «Купалу» на полку, а хотят его показать. Как и картину «Авантюры Прантиша Вырвича», снятую по роману Людмилы Рублевской. На показ последнего фильма можно рассчитывать, а вот уверенности, что мы увидим «Купалу» на «Листопаде», нет.

С одной стороны, киностудии было бы неплохо показать эту картину. Ведь это усилило бы внимание к фестивалю: многие люди захотели бы ее посмотреть. С другой стороны, какие-то публицисты могут найти в фильме антироссийскую пропаганду, ведь в «Купале» говорится о самостоятельности белорусской нации. А это ведет за собой определенные медийные риски для власти. Поэтому показать хочется, но есть риск, что возникнет не положительный, а отрицательный эффект.

Карачевский говорил, что решает вопрос с показом «Купалы». Для меня это сигнал, что студия сама ничего не решает, а ждет отмашки сверху, слов какого-то другого человек, который возьмет на себя ответственность и решит этот вопрос. Хотя в прошлом году фильм уже показывали на фестивале «Московская премьера» — это форум кино стран СНГ. Показ прошел нормально, никакого негатива не было. Фильм даже наградили призом «Событие кинематографического года». Но «Листопад» — это совсем другая история. Поэтому, повторюсь, покажут ли «Купалу» — пока не понятно.