Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. «Мы никого не меняем». В КГБ солгали об осужденных за границей беларусах и в очередной раз «бросили своих»
  2. В Сирии люди попали в здание тюрьмы, в которой режим Асада тысячами пытал и убивал политзаключенных. Показываем фото оттуда
  3. «Главное — успеть воспользоваться ситуацией». Эксперты прогнозируют перемены на рынке недвижимости — говорят, такое уже было 11 лет назад
  4. «Вызовет напряженность». Генпрокуратура раскритиковала чиновников за проблемы, которые получили «негативную реакцию в СМИ»
  5. Беларусы перестали слушать российских исполнителей. Почти весь топ-10 занял K-pop
  6. В мире тысячи медиков умерли из-за своей работы. В Беларуси их не стали считать — «Зеркало» получило закрытую статистику
  7. Politico назвало самого влиятельного политика Европы в 2025 году (и это не Макрон или Путин)
  8. Многие люди, обнаружив на продукте плесень, просто ее срезают. Но это может обернуться серьезными проблемами со здоровьем — вот почему
  9. «Это не из-за отсутствия доброй воли». Поговорили с представителем МИД Польши по делам Беларуси о визах, «Орешнике» и Почобуте
  10. В Пинском районе женщина покончила с собой после преследований по «экстремистским» статьям
  11. Есть регион, который тянет вниз экономику страны. Из закрытого документа стали известны подробности проблем в этой области
  12. Эксперты назвали численность войск, которые Россия сосредоточила на трех приоритетных для нее направлениях
  13. Демаркационная линия и 40 тысяч иностранных военных: стали известны подробности плана по гарантиям для Украины после прекращения огня
  14. «Имелись случаи игнорирования посещений митингов». Бухгалтеру написали нелестную характеристику — она пошла в суд
  15. «Создали разветвленную преступную организацию». На нескольких бойцов полка Калиновского завели уголовные дела


На сцене Национального театра оперы и балета Беларуси 22 ноября пройдут обменные гастроли Большого театра России. Восточные соседи привезут в Минск оперу «Царская невеста» и балет «Иван Грозный», сообщает на своем сайте минский коллектив. Но есть нюанс: создатели второй постановки оправдывают главного героя, который к тому же вошел в историю Беларуси как жестокий захватчик.

Картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
Картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

Кем был Иван Грозный?

Балет «Иван Грозный» поставили в московском Большом театре еще в 1975 году во время брежневского застоя. Хореографом выступил Юрий Григорович.

Главным героем спектакля стал московский царь Иван Грозный (1533−1584). Начинавший как реформатор, позднее он превратился в жестокого тирана. По его инициативе проводилась политика опричнины, включавшая репрессии и террор в отношении собственного населения. В ее рамках только в Новгороде были уничтожены 10−15 тысяч человек, тогда как все население города не превышало 30 тысяч. Поход туда был не единственным — по дороге войско побывало в Твери, где убило несколько тысяч человек, на обратном пути — в Пскове.

Свою страну Грозный оставил в ужасающем состоянии, что косвенно привело к Смуте (время системного кризиса, имевшего место в Русском царстве на рубеже XVI–XVII веков).

Черный след Иван Грозный оставил и в Беларуси. В 1563-м московские войска после осады взяли штурмом Полоцк — один из крупнейших городов Великого княжества Литовского. При сдаче царь обещал не трогать его защитников, но слово свое сдержал лишь частично.

В пропагандистских листках того времени утверждалось, что в городе было убито 20−70 тысяч человек, остальные бежали. Но эти цифры явно преувеличены: в Полоцке не было столько населения, да и документы свидетельствуют, что в городе после захвата все еще оставались жители. Поэтому, как утверждает белорусский историк Андрей Янушкевич, доверять им не приходится. Но все же репрессии в адрес горожан, безусловно, были. Слово российскому историку Александру Филюшкину, написавшему в соавторстве книгу «Когда Полоцк был российским. Полоцкая кампания Ивана Грозного 1563−1579 гг.»:

«Польская „Хроника“ Матея Стрыйковского содержит известие о том, что после взятия Полоцка в город вошли татары, которые порубили монахов-бернардинцев, а местные евреи были утоплены в р. Двине. Согласно местным преданиям, евреев утопили в Волове озере, где их выгнали на лед и затем обрубили его. Генрих Штаден (опричник Ивана Грозного. — Прим. ред.) писал, что вместе с евреями, безуспешно пытавшимися откупиться от лютой казни, Грозный утопил и весь сдавшийся польско-литовский гарнизон. Это известие присутствует и в русских летописях. <…> У полоцких евреев было место памяти: старое кладбище возле урочища Салоник, где, по преданию, похоронены всплывшие на поверхность трупы еврейских мучеников 1563 г. Здесь сложно отделить легенды, всегда возникающие в подвергшейся иноземному вторжению местности, от реальности. К такого рода сведениям надо относиться с осторожностью, хотя в них нет ничего невероятного, и нет оснований совсем отказывать им в историчности».

Реконструкция внешнего вида Ивана IV Грозного по черепу, выполненная антропологом Михаилом Герасимовым, 1963 год. Фото: Shakko, CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org
Реконструкция внешнего вида Ивана IV Грозного по черепу, выполненная антропологом Михаилом Герасимовым, 1963 год. Фото: Shakko, CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org

В любом случае бесспорно, что взятие Полоцка сопровождалось серьезными жертвами со стороны защитников и масштабным разрушением древнего города (по нему массированно били из пушек). Как минимум часть горожан была уведена в плен на восток, многие из них там и закончили свою жизнь, других перепродавали в рабство. Сам Полоцк после этого захвата уже никогда не восстановил былое величие.  

Взятие города сопровождалось вывозом из него ценностей. Например, именно после 1563 года исчезают упоминания о «Полоцком Евангелии» конца XII — начала XIII века, которое, по легенде, создала Евфросиния Полоцкая. Судя по всему, книгу вывез из Полоцка именно Иван Грозный. В следующий раз Евангелие всплыло лишь в середине ХIХ века. Теперь оно хранится в Санкт-Петербурге. Между тем рукопись считается древнейшей сохранившейся в почти полном объеме книгой, созданной и использовавшейся на территории Беларуси.

Как показали царя на сцене?

В балете Юрия Григоровича нашли отражение репрессии. Но, по версии авторов балета, они начались после того, как бояре при участии князя Андрея Курбского отравили первую и любимую жену царя Анастасию. Курбский трактуется как предатель, который бежал из страны. В реальности же этот человек не имел никакого отношения к смерти царицы. Он бежал в Великое княжество Литовское, спасаясь от царского гнева. Но в балете репрессии объясняются личными причинами и таким образом частично оправдываются. Сам же образ царя романтизируется.

«Постановка Григоровича, хоть и отрицавшего любую возможность актуализировать балет, на фоне первых попыток реабилитировать Сталина выглядела вполне однозначно и воспринималась как „антидиссидентский“ спектакль. О том, каким виделся „Иван Грозный“, в 1981 году написал в своей книжке „Дивертисмент“ балетный критик Вадим Гаевский. Тогда за три критические страницы, посвященные этому балету и его создателю, оставившему позади свои главные шедевры — „Щелкунчика“ и „Спартака“, тираж книги был изъят, в издательстве сменили все руководство, а автора не печатали еще три года», — писала критик Татьяна Ершова.

По ее словам, «Грозный» Григоровича «оказался квинтэссенцией „русскости“, которой гордятся и которую выпячивают, особенно на официальном уровне, неким идеальным образцом „государственной“ культуры».

Созданный в СССР балет шел до 1990 года, после чего был возобновлен в 2012-м. Как писала Ершова, «образ тирана, сформированного тяжким временем, вынужденного бороться с инакомыслием репрессивными методами, сейчас, как и в 1975 году, кажется заигрыванием с властью, но главное, что любому, кто сейчас видел балет, понятно: он больше про „православие, самодержавие, народность“, а не про музыку [Сергея Прокофьева], хоть и замечательную».