Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. Беларусы перестали слушать российских исполнителей. Почти весь топ-10 занял K-pop
  2. В Сирии люди попали в здание тюрьмы, в которой режим Асада тысячами пытал и убивал политзаключенных. Показываем фото оттуда
  3. «Главное — успеть воспользоваться ситуацией». Эксперты прогнозируют перемены на рынке недвижимости — говорят, такое уже было 11 лет назад
  4. В Пинском районе женщина покончила с собой после преследований по «экстремистским» статьям
  5. Эксперты назвали численность войск, которые Россия сосредоточила на трех приоритетных для нее направлениях
  6. «Мы никого не меняем». В КГБ солгали об осужденных за границей беларусах и в очередной раз «бросили своих»
  7. «Вызовет напряженность». Генпрокуратура раскритиковала чиновников за проблемы, которые получили «негативную реакцию в СМИ»
  8. «Имелись случаи игнорирования посещений митингов». Бухгалтеру написали нелестную характеристику — она пошла в суд
  9. В мире тысячи медиков умерли из-за своей работы. В Беларуси их не стали считать — «Зеркало» получило закрытую статистику
  10. Politico назвало самого влиятельного политика Европы в 2025 году (и это не Макрон или Путин)
  11. «Создали разветвленную преступную организацию». На нескольких бойцов полка Калиновского завели уголовные дела
  12. Многие люди, обнаружив на продукте плесень, просто ее срезают. Но это может обернуться серьезными проблемами со здоровьем — вот почему
  13. «Это не из-за отсутствия доброй воли». Поговорили с представителем МИД Польши по делам Беларуси о визах, «Орешнике» и Почобуте
  14. Есть регион, который тянет вниз экономику страны. Из закрытого документа стали известны подробности проблем в этой области


/

В этом году одна из самых кассовых кинофраншиз 2010-х — «Джон Уик» — отмечает десятилетие. Премьера первого фильма о профессиональном киллере состоялась 19 сентября 2014 года на техасском фестивале Fantastic Fest, а в следующие несколько месяцев картина дебютировала в других странах мира (у нас ее показывали с 4 декабря). Спустя пять лет, с выходом «Джона Уика 3», зрители узнали, что настоящее имя обаятельного наемника — Джордани Йованович, и он — воспитанный цыганами выходец из Беларуси. Три сиквела и подтвержденное производство пятой части, два спин-оффа, появления в качестве камео в играх и комиксах — все это сделало героя, пожалуй, самым узнаваемым в западной культуре персонажем с беларусскими корнями. В этом материале мы расскажем, как «Джон Уик» из малобюджетного боевика превратился в одну из самых успешных экшен-киновселенных последних десяти лет и как у главного героя появился беларусский бэкграунд, а также посоветуем фильмы, которые могут понравиться его фанатам.

Кадр из фильма «Джон Уик» (2014 год). Изображение: allscreencaps.com
Кадр из фильма «Джон Уик» (2014 год). Изображение: allscreencaps.com

Каскадеры из «Матрицы»

«Джона Уика» снял дуэт кинематографистов Чада Стахелски и Дэвида Литча. Для обоих фильм стал первым, где они выступили в качестве режиссеров, однако к тому моменту у авторов был колоссальный опыт в киноиндустрии в качестве каскадеров. Стахелски познакомился с Киану Ривзом, исполнителем роли Джона Уика, на съемках «Матрицы» (1999). Чад был дублером Киану во всех фильмах серии и совмещал эту работу с обязанностями координатора трюков, для чего в качестве напарника пригласил своего друга и коллегу Литча. Тот тоже успел поработать с большой звездой: Дэвид был дублером Брэда Питта в нескольких фильмах, включая культовый «Бойцовский клуб» (1999).

В 1997 году, еще до выхода первой «Матрицы», друзья-дублеры основали компанию 87eleven, которая специализировалась на постановке трюков для кино и тренировке актеров для боевиков. Первый большой успех компании случился после выхода фильма «300 спартанцев» (2006), над боевыми сценами и хореографией которого работала команда 87eleven. После этого компания получила огромную популярность в индустрии: они участвовали в создании «Голодных игр», «Росомахи», «Черепашек ниндзя» и множества других крупных студийных фильмов.

Режиссеры Дэвид Литч (слева) и Чад Стахельски позируют во время специального показа фильма «Джон Уик» в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, США, 22 октября 2014 года. Фото: Reuters
Режиссеры Дэвид Литч (слева) и Чад Стахелски позируют во время специального показа фильма «Джон Уик» в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, США, 22 октября 2014 года. Фото: Reuters

Режиссерский дебют

В феврале 2013 года голливудский продюсер с украинскими корнями Бэзил Иваник «за считаные пенни» купил у не слишком успешного писателя Дерека Колстада сценарий фильма с рабочим названием Scorn о семидесятилетнем наемном убийце, который вынужден вернуться к прошлой жизни. Изначально на его роль рассматривали двух известнейших актеров близкого возраста: Клинта Иствуда и Харрисона Форда. Позже, в процессе поиска команды для фильма, создатели решили не привязываться к возрасту героя и предложили роль сорокадевятилетнему Киану Ривзу, который спустя несколько лет после сверхуспешной «Матрицы» не мог найти хоть сколько-нибудь близкую по масштабу роль.

Актеру понравился сценарий, он согласился сниматься и вдобавок посоветовал своих старых друзей Стахелски и Литча в качестве постановщиков боевых сцен. Они тоже высоко оценили идею фильма, но после долгих лет работы только над трюками в рамках 87eleven Чад и Дэвид хотели попробовать себя в роли полноценных режиссеров. Это устроило продюсера, и фильм начали снимать уже в октябре. Стахелски стал главным режиссером фильма, указанным в титрах, а Литч был его сорежиссером.

Актер Киану Ривз на специальном показе фильма «Джон Уик» в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, США, 22 октября 2014 года. Фото: Reuters
Актер Киану Ривз на специальном показе фильма «Джон Уик» в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, США, 22 октября 2014 года. Фото: Reuters

Описывая стиль «Джона Уика 4», российский кинокритик Антон Долин написал: «Он [Стахелски] революционно переворачивает систему ценностей, ставя во главу угла не сценарий, режиссуру или актерскую игру, а виртуозность трюка».

Эта фраза одинаково хорошо объясняет художественную ценность каждого фильма о наемнике, а также метод режиссеров. Стахелски и Литч не стали делать из экшен-боевика нарочито сложную историю с претензией на излишний драматизм, а решили показать зрителям то, ради чего на фильм этого жанра идут в кино: идеальную хореографию, изобретательную операторскую работу со снятыми в один кадр долгими драками и захватывающую своей неонуарной эстетикой картинку.

Классическая история мести стала идеальным сюжетным сеттингом для фильма — она не отвлекает от его визуального совершенства, которое в «Джоне Уике» превосходит любую другую составляющую. К тому же простота сюжета позволила рассказать историю, понятную на эмоциональном уровне каждому зрителю: месть тем, кто лишает героя последнего подарка от самого дорогого человека. Это выделяет «Джона Уика» на фоне бесчисленных боевиков нулевых и десятых, которые рассказывают об агентах спецслужб, цели которых — спасение мира или хотя бы страны — далеки от переживаний обычного человека.

Подход режиссеров сработал: фильм собрал в прокате по всему миру 86 миллионов долларов при бюджете в 20 и был положительно воспринят критиками. Такой успех первой части через несколько месяцев после премьеры, в феврале 2015-го, позволил Стахелски уже без Литча начать работу над вторым фильмом, которого не было в изначальных планах.

Джон Уик = Джордани Йованович, беларус

Вторая часть оказалась не хуже первой в художественном плане, а в коммерческом даже превзошла ее: удвоенный до 40 миллионов долларов бюджет принес и в два раза больший доход — 171 миллион. «Джон Уик 3» продолжил эту динамику. И, что важнее в контексте нашего материала, преподнес сюрприз жителям Беларуси. Оказалось, Джон Уик — «дитя Беларуси», о чем он сам говорит, когда просит помощи у босса русской мафии.

На постсоветское происхождение киллера намекали и его связь с русской мафией, и прозвище Баба Яга, однако до выхода третьей части не было точной информации, где именно родился Джон. Третий фильм ответил на этот вопрос, даже указав, что его малая родина — деревня Подгорье. Правда, неясно, какая именно, ведь таких в Беларуси несколько.

Хотя создатели публично не комментировали, почему придумали герою такое происхождение, самого факта уже хватило для появления многочисленных мемов, новостей и даже фильмов о вымышленном беларусе. В 2020 году, еще до начала введения в значительной части мира коронавирусных ограничений, а также до массовых протестов, организаторы международного фестиваля мобильного кино VOKA Smartfilm сняли короткометражку о детстве Джордани в беларусской деревне. В фильме двое ее жителей, бабушка и дедушка, приглашают Киану Ривза под всеми его самыми известными именами в кино приехать домой, а организаторы VOKA Smartfilm — посетить фестиваль.

Учитывая множество историй о доброте и отзывчивости Киану Ривза, кто знает — может, актер и приехал бы в Минск, если бы не начавшаяся вскоре пандемия.

Киновселенная Джона Уика

Каждый следующий фильм о наемнике с беларусскими корнями собирал больше денег, чем предыдущий. Создатели персонажа не стали упускать такую возможность и стали активно развивать мифологию мира Джона Уика, прорабатывать его лор и расширять киновселенную. Помимо уже упомянутых трех фильмов о киллере, в 2023 году вышла последняя на данный момент четвертая часть. Она собрала самую большую кассу (440 миллионов по всему миру) и получила лучший во всей франшизе рейтинг одобрения на известном американском агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes — 94%. В том же 2023 году создатели подтвердили начало работы над «Джоном Уиком 5».

Чуть позже, в октябре 2023-го, вышел первый спин-офф вселенной: мини-сериал «Континенталь». В нем рассказывается история Уинстона, второстепенного героя серии фильмов о Джоне Уике, управляющего нью-йоркского отеля сети «Континенталь», в которых останавливаются наемные убийцы со всего мира и где происходит значительная часть событий предыдущих фильмов. В трех полуторачасовых эпизодах молодой Уинстон за 40 лет до событий первого «Джона Уика» пытается найти своего сбежавшего брата Фрэнки и противостоит жестокому отчиму Кормаку. Сериал хвалят за отличные боевые сцены, как и в фильмах, однако критикуют за актерскую игру, сценарий и, скорее, личные, нежели профессиональные качества Мэла Гибсона в роли Кормака.

Помимо сериала, студия Lionsgate, которой принадлежат права на франшизу, начала съемки фильма «Балерина» с Аной де Армас в главной роли. Фильм расскажет историю балетной танцовщицы и наемной убийцы из той же мафиозной семьи русска рома, что и сам Джон Уик. Выход спин-оффа изначально был запланирован на 2024 год, однако позже его перенесли на 2025-й.

Что еще посмотреть

После работы над первой частью Чад Стахелски в качестве главного режиссера снял только все последующие фильмы о Джоне Уике. Как режиссер второй операторской группы и постановщик трюков он поработал над супергеройскими «Первый мститель: Противостояние» (2016) от Marvel и «Хищными птицами» (2019) от DC. Оба фильма изобилуют боевыми сценами, которые должны понравиться поклонникам вселенной Джона Уика.

Дэвид Литч, сорежиссер первой части и напарник Стахелски, после работы над первым фильмом о наемнике снял еще несколько успешных фильмов. «Взрывная блондинка» (2017), «Дэдпул 2» (2018), «Форсаж: Хоббс и Шоу» (2019), «Быстрее пули» (2022), «Каскадер» (2024) — режиссером всех этих работ выступил создатель первого «Джона Уика», привнеся в каждую ленту потрясающую хореографию и эстетику движений. Также Литч выступил продюсером фильма «Никто» (2021) российского режиссера Ильи Найшуллера, визуальный стиль которого вместе с боевыми сценами вполне мог бы сделать его еще одним спин-оффом вселенной беларусского наемника.

Последним из вышедших фильмов, в которых отчетливо чувствуется влияние «Джона Уика», можно назвать «Манкимэна» (2024) британского режиссера и актера индийского происхождения Дева Пателя. Некоторые кинокритики даже называют очередную историю о мстителе «Джоном Уиком по-индийски», другие отмечают его отставание по части боевых сцен, но знакомый стиль имеет шанс понравиться поклонникам фильма вселенной Уика.