Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. Беларусы перестали слушать российских исполнителей. Почти весь топ-10 занял K-pop
  2. В Сирии люди попали в здание тюрьмы, в которой режим Асада тысячами пытал и убивал политзаключенных. Показываем фото оттуда
  3. «Главное — успеть воспользоваться ситуацией». Эксперты прогнозируют перемены на рынке недвижимости — говорят, такое уже было 11 лет назад
  4. В Пинском районе женщина покончила с собой после преследований по «экстремистским» статьям
  5. Эксперты назвали численность войск, которые Россия сосредоточила на трех приоритетных для нее направлениях
  6. «Мы никого не меняем». В КГБ солгали об осужденных за границей беларусах и в очередной раз «бросили своих»
  7. «Вызовет напряженность». Генпрокуратура раскритиковала чиновников за проблемы, которые получили «негативную реакцию в СМИ»
  8. «Имелись случаи игнорирования посещений митингов». Бухгалтеру написали нелестную характеристику — она пошла в суд
  9. В мире тысячи медиков умерли из-за своей работы. В Беларуси их не стали считать — «Зеркало» получило закрытую статистику
  10. Politico назвало самого влиятельного политика Европы в 2025 году (и это не Макрон или Путин)
  11. «Создали разветвленную преступную организацию». На нескольких бойцов полка Калиновского завели уголовные дела
  12. Многие люди, обнаружив на продукте плесень, просто ее срезают. Но это может обернуться серьезными проблемами со здоровьем — вот почему
  13. «Это не из-за отсутствия доброй воли». Поговорили с представителем МИД Польши по делам Беларуси о визах, «Орешнике» и Почобуте
  14. Есть регион, который тянет вниз экономику страны. Из закрытого документа стали известны подробности проблем в этой области


/

Жителю Витебска Сергею (в целях безопасности имя собеседника изменено) — чуть за 40. Мужчина называет себя счастливым человеком, но даже у таких людей случаются сложности. Его — начались с алкоголя, затем добавились наркотики. Спасаясь от зависимостей, Сергей добрался до Таиланда, и это не шутка. Бороться со своей проблемой беларус полетел в монастырь недалеко от Бангкока. Уверяет, ему это помогло. Личным опытом он поделился с «Зеркалом».

Монастырь Ват Тхамкрабок. Фото: facebook.com/MonastyrTamkrabok ​
Монастырь Ват Тхамкрабок. Фото: facebook.com/MonastyrTamkrabok ​
Монастырь Ват Тхамкрабок, о котором рассказывает герой, известен своей программой реабилитации наркозависимых. Эксперты ставят под сомнение методы, которыми лечат монахи. Однако программу реабилитации официально не закрывают, так как борьба с наркозависимостью — одна из приоритетных задач властей Таиланда.

«Я пришел: „No drugs, no alcohol“»

Уже год Сергей в завязке и сорваться не боится. Он пообещал Будде, что откажется от алкоголя навсегда. Для тех, кто на этой строчке невольно улыбнулся, отметим, в предыдущие разы свое слово мужчина сдерживал, поэтому и сейчас, уверен, справится.

— Теперь, когда у меня нет зависимости, я чувствую себя свободным, — эмоционально описывает он свое состояние и отмечает: — Так было не всегда.

Что именно случилось в его жизни, из-за чего он потянулся к алкоголю, Сергей оставляет за кадром. Говорит, пил не сильно, но «лет десять». В какой-то момент — в режиме «день в день». Когда такое состояние надоело, обратился к бабке-шептухе. Она помогла, проблема ушла, но со временем накрыло ощущение, что «в жизни не хватает кайфа». Тогда в ход пошла марихуана, потом спайсы и снова спиртное. Это растянулось еще на несколько лет, но в конце концов надоело.

— Появилось понимание: все, хорош, дошел до ручки, — вспоминает мужчина. — Когда употребляешь вещества, ты все время занят: ты либо ищешь (этого же нет в свободном доступе), либо употребляешь. Когда употребил, чувствуешь: жизнь удалась, а выходишь из этого состояния — и снова в поисках.

Времени больше ни на что не хватало. Из этого круговорота саморазрушения и однообразия нужно было спасаться. Кодироваться мужчина не хотел. Говорит, такое лечение прошел его знакомый, после этого он стал казаться Сергею «неадекватным», поэтому они с женой начали искать другие варианты. Гуглили и случайно наткнулись на информацию про монастырь Ват Тхамкрабок в Таиланде. Там монахи помогают людям с зависимостями.

Это было начало 2010-х. Сергей написал им на электронную почту, в ответ получил: «Приезжайте», — купил билеты и полетел в Бангкок. Монастырь располагался в деревне, от столицы до нее было еще часа полтора-два на маршрутке. На месте беларусу подсказали, где находится «главный офис». Там сидели секретарь и старший монах.

— Я пришел: «No drugs, no alcohol». Они пригласили англоязычного монаха. Только толку от него особо не было, потому что английский я плохо знал, — иронично вспоминает собеседник. — Сказали раздеваться, сдать деньги, документы, цепочку, телефон. Короче, все забрали (смеется), кроме зубной щетки и мыла. Выдали красную одежду — рубаху и штаны. Тут же предложили подписать бумагу. Она на тайском, но, как я понял, это разрешение на то, чтобы меня там лечили и делали все, что считают нужным.

Лечение длилось семь дней. Это был минимум, который здесь должен находиться человек. Максимум не ограничен: недели, месяцы, годы. Есть даже опция постричься в монахи и жить тут всегда. По словам Сергея, платить за крышу над головой не нужно, только за еду и «свои хотелки», например газировку, сигареты, стиральный порошок. Последние продавали в магазине на территории монастыря. Поесть люди ходили в местное кафе.

— Интересно, что сигареты здесь не запрещены, а кофе — да, потому что кофеин там считается наркотическим средством, — рассказывает подробности Сергей и переходит к вопросу наличных: — Там своя валюта — деньги, напечатанные на принтере. Баты (тайская валюта. — Прим. ред.), что ты с собой взял, сдаешь старшему монаху. Он записывает сумму. Чем больше она у тебя, тем дольше ты можешь покупать еду, а значит, и оставаться в монастыре. Каждое утро тем, кто лечится, выдают, например, по 200 самодельных «бат». Можно попросить больше или вообще не брать. Позже, когда уезжаешь и выходишь, тебе отдают все, что ты им оставлял, за минусом суммы, которую потратил. Думаю, такую систему сделали, чтобы люди друг у друга не воровали.

«Если нет желания завязать, ничего не выйдет»

Процедура детоксикации в монастыре Ват Тхамкрабок. Фото: facebook.com/MonastyrTamkrabok
Процедура детоксикации в монастыре Ват Тхамкрабок. Фото: facebook.com/MonastyrTamkrabok

Из «главного офиса» Сергея провели на закрытую территорию, где находились люди с зависимостями. В основном, как ему показалось, наркоманы. По словам мужчины, попасть в эту часть монастыря можно только раз в жизни: тот, кто вышел после лечения, снова вернуться сюда уже не может. В остальном в быту без таинств. Для проживающих было три одноэтажных здания. В первом разместились европейцы, или фаранги, как называли их местные. Во втором тайцы, а третье использовали для административных целей, например собраний.

— В здании, куда меня поселили, было две комнаты: одна для мужчин, вторая для женщин. Женскую на ночь запирали, я так понимаю, чтобы не происходило сексуальных связей, — рассуждает Сергей. — Жили мы в большом, как актовый зал, помещении. Вдоль стен стояли кровати и тумбочки, висел телевизор и вентиляторы. На всех — душ, туалет, стиральные машины.

На закрытой территории с Сергеем в тот период находились около 13 иностранцев — одна женщина, остальные мужчины. Плюс человек сорок тайцев. Всем следовало придерживаться двух важных правил: не употреблять алкоголь и наркотики и не выходить с территории монастыря.

— В какой-то момент двое или трое тайцев пытались сбежать. Вероятно, у них началась ломка. Их поймали и посадили в клетку. Клетка — это комната метров пятьдесят: на окнах решетки, на полу маты, двери закрыты на замок, — описывает то помещение беларус. — Когда уезжал домой, они уже сидели там четыре дня. Сколько всего они там провели, не знаю.

Еще до того, как начать лечение, беларуса ждала сатча — один из первых и самых важных ритуалов. Это, объясняет, обещание Будде, в котором человек говорит, что больше не станет пить и употреблять наркотики. Обет проговаривают старому монаху.

— Садишься возле него в беседке, он начинает читать молитву, ты повторяешь. От наркотиков сразу отказываешься навсегда, а по алкоголю — на какой хочешь срок: на год, три или на всю жизнь. Я послушал одну нехорошую англоязычную тетку и выбрал вариант три года, — вспоминает Сергей и продолжает: — Считается, что сатчу нарушать нельзя. Эта женщина засомневалась, смогу ли я сдержать обещание, спросила: «Зачем тебе дольше? Три года не попьешь, и будет нормально».

Что именно она вкладывала в понятие «будет нормально», Сергей точно не знает, как и того, что случится, если нарушишь слово. Беларус не скрывает: исполнять обещание получается не у всех.

— Если нет желания завязать, ничего не выйдет, — озвучивает он простую в понимании и сложную в исполнении истину. — Когда я там находился, приехали двое швейцарцев. Оба употребляли героин. Мужик, выйдя, перестал, а женщина, которую, как я понял, в монастырь отправили родители, сразу укололась.

«Выпиваешь, а затем от нее надо промыть желудок»

День в монастыре начинался в 4.00−4.30 утра, «хочешь вставай, хочешь лежи». Сергей был среди первых. Говорит, когда завязываешь с алкоголем и наркотиками, «колбасит» так, что не спится. Пытаясь себя хоть чем-то занять, беларус брал метлу и шел подметать территорию. И так до зарядки. Она стояла в расписании ближе к 6.00, проводили ее сами постояльцы. Можно было пойти размяться или помогать накрывать столы для монахов, которые завтракали в 7.00.

— Еду, которая у них оставалась, нам разрешали забирать, — продолжает мужчина и тут же уточняет: — Я имею в виду не объедки, а свободные порции. Предположим, приготовили на десять человек, а им нужно на пять. Монахи часть съедают, а остальное передают, скажем так, прихожанам.

Почти весь остальной день Сергей был свободен. Он мог плавать в бассейне, заниматься на тренажерах, читать или просто спать. Из обязательного — утром медитация, вечером молитва, в полдень сауна, за ней «детокс». В баню постояльцы ходили строем. Посещали они ее не для того, чтобы помыться, а затем, чтобы продышаться и пропотеть: с потом выходят остатки алкоголя и наркотиков. Парилку организовывали монахи. Для этого кипятили большую бочку воды, добавляли травы, и пар с приятным ароматом шел в помещение.

— В первые дни лечения высидеть здесь было тяжело, — вспоминает мужчина. — Некоторым становилось плохо.

Затем следовала процедура детоксикации. На нее собирались и те, кто лечится, и те, кто уже отбыл свои семь дней, но все еще оставался в закрытой зоне. Процедура не самая приятная. Люди собирались в одном месте. Здесь их ждали стульчики и ведра с водой. Тем, кто все еще на семидневке, монахи выдавали граммов 50 травяного отвара, который готовили сами.

— Он горький, тягучий, неприятный на вкус. Выпиваешь, а затем от него надо промыть желудок. Счастливчики пили много воды, два пальца в рот — и хорошо чувствовали себя весь день. У меня так не получалось, — смеется Сергей. — Я обычно следующие часов шесть мучился. Было ощущение, как при мини-отравлении. Ждешь, когда стошнит или, скажем так, выйдет другим путем.

Тем же, кто уже вылечился и просто оставался в монастыре, во время процедуры выдавали одну травяную таблетку. От нее не тошнило.

— На «детокс» эти люди больше приходили для поддержки, — отмечает собеседник. — Во время процедуры постояльцы друг другу хлопают, поют.

Первые три дня в монастыре Сергея «ломало», и «на душе было хреново».

— Мало того, что тебе физически плохо, ты еще толком не понимаешь, где находишься и что тебя ждет, — объясняет он.

Затем отпустило. Мужчина стал замечать, как светит солнце, чувствовать вкус фруктов.

— В общем появилось ощущение — жизнь удалась, — смеется собеседник и признается, что за семь дней у него ни разу не было мысли убежать из монастыря. — Помните швейцарку, про которую я рассказывал? Ее привезли на каталке с кислородными баллонами. Ей было лет сорок, весила она килограммов 25. Так вот, через три дня она уже бегала.

«Понимал, если продолжу и попробую, это будет новая серия»

Сауна в монастырь Ват Тхамкрабок. Фото: facebook.com/MonastyrTamkrabok
Сауна в монастыре Ват Тхамкрабок. Фото: facebook.com/MonastyrTamkrabok

Когда семидневное лечение Сергея закончилось, он решил сразу не уезжать и пробыл в монастыре еще две недели. Говорит, чувствовал себя «кайфово» и остался бы там еще, но появились неаккуратные новички, жить с которыми под одной крышей в какой-то момент стало невыносимо.

— Когда решил возвращаться, просто сказал: «Завтра домой», — и все, тебя никто не держит. Хотя в ответ мне предложили постричься в монахи и остаться. Почему? Не знаю, — вспоминает собеседник и описывает, как проходила эта церемония на примере одного из тайцев. — На улице стояло парикмахерское кресло, человек сел, машинкой ему сбрили волосы и брови, и назавтра он уже бегал в монашеской одежде.

На прощание все, кто уезжает, могут оставить пожертвования. На них, предполагает мужчина, существует монастырь и лечат тех, кто не в силах заплатить за питание.

— Я оставил сто евро, видел, как один из немцев дал монахам пресс сотенных (пачку купюр по 100 евро. — Прим. ред.), — делится наблюдениями собеседник. — Но если не хочешь или не можешь, то можно и ничего не оставлять.

Из Бангкока в родной Витебск беларус вернулся счастливым, но с пониманием: зависимость ему убрали, а желание снова попробовать вещества или алкоголь — нет. С этим нужно было справляться самому. Первое, что сделал, — разорвал связи со своим «наркоманским кругом общения».

— Понимал, если продолжу и попробую, это будет новая серия, — вспоминает он.

Ошибся лишь частично. Покончить с наркотиками у него получилось, а с алкоголем — нет. Спустя три года, когда обещание, данное Будде, относительно спиртного истекло, мужчина снова потянулся к рюмке. Сначала одну на праздник. Потом стаканчик раз в неделю. Затем чаще. Казалось, если чуть-чуть, то ничего плохого не произойдет, но со временем зависимость вернулась. Через год алкогольного нон-стопа Сергей понял: надо бросать. Разбираться с проблемой решил проверенным путем и снова написал на почту тайского монастыря. Правда, на этот раз ему ответили, что дважды на территорию, где помогают справиться с зависимостями, не пускают.

— Понимал, монахи не откажут. Ты же у них не денег просишь, а помощи, — продолжает собеседник. — Прилетел в Таиланд, пришел в «главный офис», объяснил, что с наркотиками проблем нет, но есть с алкоголем. Они спросили, откуда я и на каком языке разговариваю. Ответил: «На русском», они позвали русскоязычного монаха. Тот пообщался со мной, посмотрел, адекватный ли я. В итоге сказал: «Ладно, я за него ручаюсь».

«Тебя хотят вылечить, а не превратить в раба»

Пациенты монастыря Ват Тхамкрабок беседуют с монахами. Фото: facebook.com/MonastyrTamkrabok
Пациенты монастыря Ват Тхамкрабок беседуют с монахами. Фото: facebook.com/MonastyrTamkrabok

На этот раз Сергея поселили в доме у монаха. Вещи он не сдавал и никакого заявления не писал. По сути, говорит, сам себя контролировал.

— Из обязательного у меня снова была сатча. На этот раз я пообещал не пить год. Подумал, больше точно не сорвусь, не повторю предыдущую ошибку, — объясняет мужчина, почему выбрал такой срок. — «Детокс» устраивал себе сам. Знал, где монах, который носит отвар в закрытую зону, его берет. Подходил туда, там бетонная конструкция, где можно пить и вызывать рвоту. Рядом стояли рюмочки. Брал одну, просил у монаха настойки. Он мне наливал, и я промывал организм.

В сауну тоже ходил самостоятельно. Правда, не на сеансы с теми, кто лечится, а во время общих посещений.

— Баня работает с утра до вечера. Все знают, во сколько там бывают наркоманы и алкоголики. Их много, поэтому на это время посторонние оттуда уходят, — рассказывает Сергей. — А в остальные часы там может попариться, кто хочет.

В свободное время, говорит, помогал монахам делать древесный уголь.

Когда лечение закончилось и появилось ощущение, что тяги больше нет, беларус вернулся домой. Потом мир накрыл коронавирус. К тому моменту, как назло, «срок годности» обещания Сергея Будде истек, и мужчина опять сорвался. Правда, из-за пандемии полететь в Таиланд смог только в 2023-м.

— В этот раз в «главный офис» приехал с самого утра. Кроме меня, там было пять наркоманов и три алкоголика. Двоих вообще полицейские привезли. Подождал, пока их оформят, торопиться мне некуда, — улыбается собеседник. — У меня снова забрали вещи, только отвели не в закрытую зону, а в одно из помещений монастыря. Как я понял, тут были повторники или, например как я, третий раз.

Теперь уже мужчина пообещал Будде, что больше к спиртному не прикоснется никогда. Понимал, иначе снова сорвется.

— На этот раз «детокс» почему-то длился пять дней, после него я остался в монастыре еще на неделю. Когда закончил с настойкой, каждый день мне выдавали одну травяную и одну обычную таблетку, — описывает ситуацию он. — Обычная таблетка — это, как мне кажется, было что-то успокаивающее. На мой вопрос, от чего она, мне сказали обратиться к старшему монаху. Тайского я не знаю, поэтому дальше расспрашивать не стал. Да и было полное доверие. В монастыре, как мне показалось, очень человеческое отношение к людям, которые туда приходят. Монахи понимают, алкоголизм и наркомания — это болезнь, и хотят тебя вылечить, а не превратить в раба.

В тот раз из Таиланда Сергей вернулся с ощущением, что он сильнее желания «бухать». Уже год в этой борьбе с зависимостью он победитель. На вопрос, почему решил поделиться своей историей, отвечает просто:

— Билет до Таиланда стоит дешевле, чем то, что я тратил на алкоголь и вещества. Мне помогло, может, и кому-то другому пригодится. Но тут главное — сильно захотеть.