Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. Беларусы перестали слушать российских исполнителей. Почти весь топ-10 занял K-pop
  2. В Сирии люди попали в здание тюрьмы, в которой режим Асада тысячами пытал и убивал политзаключенных. Показываем фото оттуда
  3. «Главное — успеть воспользоваться ситуацией». Эксперты прогнозируют перемены на рынке недвижимости — говорят, такое уже было 11 лет назад
  4. В Пинском районе женщина покончила с собой после преследований по «экстремистским» статьям
  5. Эксперты назвали численность войск, которые Россия сосредоточила на трех приоритетных для нее направлениях
  6. «Мы никого не меняем». В КГБ солгали об осужденных за границей беларусах и в очередной раз «бросили своих»
  7. «Вызовет напряженность». Генпрокуратура раскритиковала чиновников за проблемы, которые получили «негативную реакцию в СМИ»
  8. «Имелись случаи игнорирования посещений митингов». Бухгалтеру написали нелестную характеристику — она пошла в суд
  9. В мире тысячи медиков умерли из-за своей работы. В Беларуси их не стали считать — «Зеркало» получило закрытую статистику
  10. Politico назвало самого влиятельного политика Европы в 2025 году (и это не Макрон или Путин)
  11. «Создали разветвленную преступную организацию». На нескольких бойцов полка Калиновского завели уголовные дела
  12. Многие люди, обнаружив на продукте плесень, просто ее срезают. Но это может обернуться серьезными проблемами со здоровьем — вот почему
  13. «Это не из-за отсутствия доброй воли». Поговорили с представителем МИД Польши по делам Беларуси о визах, «Орешнике» и Почобуте
  14. Есть регион, который тянет вниз экономику страны. Из закрытого документа стали известны подробности проблем в этой области


Несколько столетий назад чревовещание считали мистическим даром, а тех, кто умел говорить за куклу или животное с абсолютно неподвижным лицом, осыпали золотом, уважали, боялись и, случалось, отправляли на костер. Сегодня этому искусству вроде как без страха может обучиться каждый — но каждый ли хочет? Во всем мире чревовещателей по-прежнему мало, а беларусских профессионалов в этом деле и вовсе можно пересчитать по одному пальцу. Журналисты встретились с Марией Кравченко (она же Яркая), единственным в Беларуси членом Международного общества чревовещателей, и поговорили про любимых кукол, иллюзионную рутину и профессиональные риски, связанные с голосом.

«Чревовещание — это вид иллюзионного искусства»

Беседовать в разгар рабочего дня прямо посреди опенспейса с журналистами садятся двое: Мария и кукольный заяц по имени Красавчик. «Он у нас беларус, по моим эскизам сделан мастерами из Могилева», — с теплотой говорит чревовещательница, усаживая куклу на подлокотник кресла.

Через мгновение Красавчик начинает вертеть головой, изумленно приоткрывая рот. Проходящие мимо коллеги замедляют шаг, поворачивают головы, тянутся за телефонами. «Привет-привет! — тут же откликается заяц звонким голосом. — Ой, а где это мы?..»

Мария строго одергивает:

— Тише, Красавчик. Мы пришли к журналистам.

— А что мы здесь будем делать? — продолжает любопытствовать кукла.

— Ну как что? Интервью давать!

— И я тоже буду давать интервью?

— Конечно! Ты же у нас звезда!

Мы завороженно наблюдаем за импровизированной сценкой и долго не решаемся прервать ее — настолько эффектной получается иллюзия настоящего диалога.

— Собственно, чревовещание — это и есть вид иллюзионного искусства, — уже вне образа рассказывает Мария, оставив Красавчика молча отдыхать на подлокотнике. — Кто-то называет его сценическим искусством или театральным, мне же ближе определять это как иллюзионный жанр. Потому что ты в первую очередь заставляешь зрителя поверить в то, что кукла говорит, что она живая, а не в свое умение разговаривать с закрытым ртом или в наличие особых голосовых связок. Извлечение звука — это лишь сценический прием, все остальное — иллюзия. Многие думают, что главное в чревовещании — это чтобы рот не двигался. Но это лишь малая часть.

Дальше уже идет работа с куклами, смена тембров, пантомима — когда одновременно нужно отыгрывать и эмоции куклы, и свои. Вот это и есть чревовещание, и в нем, как и везде, нужно долго развивать навыки.

Путь Марии к необычному (даже по меркам сцены) искусству начался в детстве. Но не с мечты говорить за кукол, когда вырастет, а с занятий пением в музыкальной школе, на которые девочка попала в 12 лет. Обучение проходило под руководством солистки оперного театра. Уровень подготовки, вспоминает Мария, был максимально серьезный: пели классику, ставили голос — по несколько часов в день.

— В 15 я начала выступать в подростковом театре, где увлеклась клоунадой. Через какое-то время познакомилась с Егором, своим будущим мужем, с которым мы начали делать совместные развлекательные программы. Егор — фокусник, а по образованию еще и профессиональный гимнаст. В итоге мы стали добавлять в свои выступления буквально все, что интересно нам самим: клоунские номера, пантомиму, комедийные иллюзии, гимнастические элементы. Смешали все подряд — и пошло-поехало.

Чревовещание в репертуаре супружеского дуэта тоже появилось спонтанно, по принципу «а почему бы и нет». Началось все с того, что Марии подарили куклу-клоуна. С ней она — тоже в клоунском гриме — стала разыгрывать небольшие диалоговые скетчи. Изначально эти сценки носили в основном технический характер: чревовещанием артисты занимали паузы между полноценными номерами — в это же время переключалась фонограмма, а за кулисами менялся реквизит.

Клоун Лысик
Клоун Лысик

Постепенно свежий формат просто-напросто увлек Марию — чревовещательные выступления становились длиннее, кукол в коллекции появлялось все больше. Сколько их собралось за более чем 15 лет чревовещания, артистка даже затрудняется ответить. Говорит просто: «целый шкаф», в котором нашлось место и зайцам, и обезьянам, и птицам, и даже коробке с пиццей, болтающей по-итальянски.

— Основных кукол семь — это просто те, которых я больше всего люблю и с которыми снимаю шортс на своем канале. Все просто: семь персонажей — семь дней недели. Каждый день записываю с кем-то хотя бы один коротенький ролик. У всех свой голос, свои особенности характера и истории. Самый старый, можно сказать, уже пенсионер — клоун Лысик. У него есть друг Фокус-Мокус. И вдвоем они влюблены в Карамельку. Лысик, конечно, уверен, что он лучше, но и Мокус тоже не промах: он же фокусы показывает, а не просто дурачится! Ну, Красавчик он и есть красавчик, а еще одного зайца, например, зовут Босс — тот больше всего любит деньги.

Босс собственной персоной
Босс собственной персоной

«Один раз сказать „Здравствуйте“ сможет каждый. Чревовещать на постоянной основе — совсем другая история»

«Ты как там, не уснул? Тихонько сидишь?» — «Сижу…» — «Вот и сиди», — Мария снова перекидывается парой слов с Красавчиком, прежде чем перейти к рассказу о собственном обучении чревовещанию.

Когда артистка только начинала осваивать новый для себя жанр, не то что видеоуроков в интернете не было — YouTube еще толком не был развит. Школ вентрологии в Беларуси нет до сих пор, в России какие-то курсы начали появляться относительно недавно. Приходилось самостоятельно собирать информацию, переписываться с зарубежными чревовещателями.

— Среди беларусов я и сейчас не знаю ни одного чревовещателя. Из России есть коллеги — мы общаемся. Но это всего несколько человек. В то же время в Англии, США это направление развито очень хорошо: существуют целые школы, где с детства обучают детей, у которых есть к этому талант. Все они растут на тех же «Маппетах», с ранних лет учатся разговаривать за кукол. Знаменитая чревовещательница Дарси Линн уже в 12 лет выиграла America’s Got Talent…

Вообще, конечно, чревовещание на русском языке и на английском — это совершенно разные вещи. Потому что английский — язык более гортанный, то есть говорить с сомкнутыми губами на нем гораздо легче. А у нас, наоборот, много губных звуков. Поэтому требуется больше усилий, тренировок. Все мои знакомые русскоязычные чревовещатели — это люди, у которых за плечами огромный опыт в плане постановки голоса, они очень хорошо, профессионально поют.

— То есть всем, кто у нас захочет научиться чревовещанию, стоит сначала наработать базу в виде пения?

— База — это постановка дыхания. Мы, чревовещатели, практикуем диафрагмальное, или, как его еще называют, брюшное, дыхание. И все делаем «на опоре»: дышим, поем, просто разговариваем. У меня очень хорошо развиты мышцы диафрагмы, потому что именно на них всегда идет большой напор. Это нужно, чтобы не «сажать» все на связки и не порвать их. Дыхание — это очень важно. Если оно будет поверхностным, долго человек в чревовещании не продержится.

Один раз, прикрыв рот, сказать что-нибудь вроде «Да, здравствуйте» сможет каждый. Чревовещать на постоянной основе — это совсем другая история. Даже для меня норма за одну программу — два номера на 10 минут. А вот если замахнусь на полчаса, час — это уже огромная нагрузка.

Мария соглашается поделиться своими классическими разминками, которые помогают подготовиться к выступлениям.

Первую артистка делает постоянно и ежедневно, даже пока, например, красится или занята делами по дому. Она кажется довольно элементарной, брать на вооружение может любой. Нужно всего лишь представить, что вы полощете миндалины, и издавать похожий звук: р-р-р. Для уверенности Мария советует по-настоящему набирать в рот немного теплой воды, но со временем можно начинать повторять упражнение и «на сухую».

Вторая разминка от чревовещательницы — для тренировки дикции. Берете небольшой узкий и длинный предмет вроде карандаша или зубочистки, зажимаете между передними зубами, широко улыбаетесь и в таком состоянии Джокера минут 15 пытаетесь проговорить все скороговорки, которые только вспомните.

— Не получается со скороговорками? Тогда просто говорите, говорите, говорите — что угодно. Впоследствии, и я вам даю стопроцентную гарантию, вы начнете замечать, насколько у вас улучшилась дикция. Кроме того, такие тренировки помогут вам приблизиться к чревовещанию — понятное дело, не сразу, но сможете «на улыбке» или в расслабленном состоянии (в зависимости от техники) выговаривать какие-то простые фразы и предложения.

«Обучать чревовещанию пока не готова»

Лет сто назад с помощью диковинных навыков чревовещания можно было неплохо зарабатывать: стоишь себе в храме и просишь деньги вместе с говорящей статуей какого-нибудь божества или дуришь людей на спиритическом сеансе. Как в этом плане обстоят дела в современной Беларуси?

Мария, улыбаясь, говорит, что их с Егором дуэт «Яркие» работает «как и все, по 20 дней в месяц»: детские дни рождения, свадьбы и юбилеи есть круглый год — артисты оригинального жанра не привязаны к сезону.

Карамелька и Егор
Карамелька и Егор

Тем не менее чревовещание остается лишь частью большого иллюзионного шоу — пока что целая самостоятельная программа с говорящими куклами у Марии лишь в планах. Еще артистка вынашивает идею создания целого комедийного клуба, в котором выступают куклы (похожие давно популярны за рубежом). Там уже можно будет развлекать взрослых зрителей, как положено, панчлайнами и анекдотами. Чревовещательница смеется: мол, ее миловидные зайцы временами могут выдать такое, что хоть за голову хватайся.

— Сейчас у нас, конечно, вся программа семейная. Стараемся делать так, чтобы и детям было интересно, и взрослым, которые рядом с ними сидят, чтобы они на утренниках не засыпали или в телефонах не сидели. Хотя бы пусть просто стараются подловить меня: «О, у нее губа дернулась», «О, моргнула» — это тоже нормально.

Периодически у «Ярких» случаются зарубежные гастроли: артисты выступали на цирковом фестивале в Омане и устраивали представления в моллах ОАЭ. Также Мария выкладывает ролики с куклами в соцсети, правда, в записи магия чревовещания, как ни крути, слегка рассеивается: сложно понять, говорит артист или фонограмма. Еще один логичный вариант развития в профессии — обучать своему искусству других. Но Мария говорит, что к открытию первой в Беларуси школы чревовещания пока не готова.

— Обучать с нуля придется очень многому. И даже если человек овладеет сценической речью, разовьет связки, поставит дыхание и научится координации движений, все равно будет риск в буквальном смысле остаться без голоса. Хватит одного выступления с больным горлом — все, это операция, удаление узлов и серьезные последствия для дальнейшей жизни.

Банни — тоже одна из самых старых кукол Марии
Банни — тоже одна из самых старых кукол Марии

К тому же нужна ежедневная дисциплина.

Обычный человек может разок забыть зубы почистить — и ничего страшного. А мы ни про зубы никогда не забудем, ни горло прополоскать перед сном. Погрызть семечки или орехи я себе никогда не позволю. Кофе пью очень редко — зато постоянно ромашковый чай. Алкоголь? Нет. Курение? Ни в коем случае. Сразу же после выступления обязательно полощу горло теплой водой, а по приезде домой — еще и ромашкой. Для меня это уже как для хирурга руки помыть, на автомате. Если человек изначально не поставит себе рамки, заставить его делать это ради обучения чревовещанию я не смогу.

Конечно, если кто-то с горящими глазами обратится ко мне за помощью, помогу, чем смогу, но полноценные курсы… Вряд ли. Хотя мои коллеги-фокусники посмеиваются: «Маша, ну чему там учиться, рот закрыл — и пошел работать». А я отвечаю: «Ну, вперед». Пока в Беларуси желающих нет, притом что у нас отличная школа по постановке дыхания, голоса. Но профессиональному вокалисту тоже зачем напрягаться, коверкать голос? У него другие задачи.

— Ну, а если не для профессиональной карьеры это все затеять, а просто для себя? Как вообще навыки чревовещания можно применять в обычной жизни? Кроме как пугать людей в очереди на кассе…

— Я таким никогда не занималась, хотя коллеги-чревовещатели очень любят над кем-нибудь подшутить. Мне чревовещание помогало разве что в воспитании ребенка: просто со мной он, бывало, капризничал, а стоило только заговорить кукле, сразу успокаивался. Сын долго воспринимал кукол живыми персонажами. Сейчас, конечно, уже подрос и все понимает, но я все равно иногда могу мультяшным голосом сказать «Ну-ка, ешь кашу» — и он сразу слушается. Да и сама, когда в декрете сидела, бывало, грустила, а потом могла с куклами поболтать — и сразу настроение лучше становилось. Вот так все вместе весело живем.

Как тренировать голос перед публичным выступлением и сберечь его после? Рассказывает эксперт

Профессионалы, постоянно работающие голосом, вырабатывают собственные ритуалы для его сохранения и восстановления. А что рекомендуется делать тем, кто впервые готовится долго говорить? Презентация проекта, мастер-класс, куда вас пригласили спикером, длинное видеоинтервью — все может обернуться «стрессом» для нетренированных голосовых связок. За советами мы обратились к врачу-оториноларингологу, фониатру «Центра лечения головной боли» Кристине Бальчевской.

— Накануне перед выступлением стоит употреблять белковую пищу, проводить любую доступную короткую гимнастику на плавность выдоха и его силу. Подойдут также упражнения на повышение и понижение интонации голоса на звонких согласных («з», «ж»), вибранте «р»; упражнения с «м» на озвучивание головного резонатора для настройки звучности, то есть мычание; атакирование гласных («а!», «о!», «у!»).

Чего точно стоит избегать, так это приема пищи, провоцирующей образование слизи (соки, фрукты, молочные и прочее), а еще длительных разговоров по телефону, онлайн-общения — чтобы не перетрудить голосовой аппарат перед выступлением.

Если все же появилась проблема после мероприятия, ключевые меры для восстановления — молчание и отдых, обильное теплое питье. Но при сохраняющихся в течение нескольких дней симптомах стоит обратиться к специалисту.